Дмитрий Савельев прокомментировал законопроект ЛДПР о запрете частных камер видеофиксации на дорогах

Депутаты от ЛДПР внесли в Госдуму законопроект о запрете использования частниками комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД. Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции, депутат Госдумы (фракция ЛДПР) Дмитрий Савельев считает, что передача в аренду государственных полномочий мало влияет на безопасность движения, но серьёзно дискредитирует власть:

– Передвижные комплексы автоматической фиксации нарушений ПДД – наряду со стационарными – призваны служить снижению аварийности на дорогах России. В апреле текущего года в нашей стране насчитывалось 3,8 тыс. передвижных камер. Штрафы за нарушения, зафиксированные такими комплексами, оказались весьма неплохим источником пополнения региональных бюджетов: за один только 2017 год на основании материалов с камер было оформлено 83,2 млн постановлений. Столичная казна, например, от штрафов за нарушения ПДД ежегодно получает 16,6 млрд рублей. Однако не стоит называть все эти поступления правомерными.

В погоне за наполнением бюджетов чиновники принялись массово устанавливать дорожные камеры не на участках с высокой аварийностью, а там, где они соберут больше штрафов. Более того, права на установку и обслуживание передвижных комплексов передаются частному бизнесу: на начало 2019 года такие концессионные соглашения были заключены в 17 регионах, что на практике нередко приводит к использованию коррупционных схем. Это позволяет зарабатывать нечистым на руку чиновникам и аффилированным с ними компаниям. Подобные сговоры были выявлены в Новгородской и Вологодской областях, ещё в четырёх регионах частники получили в 2018 году более 60% средств от выявленных ими нарушений ПДД, а в Еврейской автономной области этот показатель и вовсе составил 90%.

Ясно, что коммерсанты заинтересованы не в снижении количества ДТП, а в росте поборов, и потому передвижные камеры фиксации устанавливают с нарушениями либо искусственно увеличивают показатель погрешности. Ситуации на дорогах, когда водители ломают такие камеры или вступают в кулачные дискуссии с теми, кто обслуживает их, нередки. Я не приветствую решение конфликтов с помощью неправовых методов, но гнев людей, которых искусственно делают нарушителями, мне понятен.

Коммерция в сфере безопасности дорожного движения недопустима, а подобное государственно-частное партнёрство должно быть безоговорочно запрещено. Все комплексы фиксации нарушений должны устанавливаться и эксплуатироваться исключительно государственными структурами, а места их размещения следует определять с участием ГИБДД и с учётом статистики ДТП. На это и направлен законопроект, инициированный депутатами от ЛДПР.

Эффективность в сфере безопасности дорожного движения должна определяться не по количеству выписанных штрафов, а по уровню снижения аварийности на наших дорогах. В качестве одной из таких мер можно предложить строительство дорог типа «2+1»: рядность полос на них чередуется через несколько километров, так что водителю для обгона не надо выезжать на встречную полосу, а достаточно дождаться расширения со своей стороны. Кроме того, с увеличением количества дорожных камер требуется уравнять и возможности заинтересованных сторон: водителям надо предоставить право обжаловать в электронной форме штрафы за нарушения ПДД, что сегодня пока не доступно.