Штрафы нужно повышать не в пользу государства, а в пользу потребителя, убеждён Дмитрий Савельев

Штраф за повторное нарушение прав потребителей и продажу некачественной продукции может вырасти до 1 миллиона рублей. Первый заместитель председателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, депутат Государственной Думы (фракция ЛДПР) Дмитрий Савельев считает, что увеличивать нужно не только размер штрафа, но и выявляемость фальсификата.
– На сегодняшний день ситуация сложилась таким образом, что действующие наказания для недобросовестных продавцов не мотивируют их работать в рамках российского законодательства. Согласно оценкам экспертов, количество  регионов с низким уровнем защиты потребителей с 2014 по 2018 год увеличилось почти в два раза. По статистике 2018 года около 40% граждан столкнулись с нарушением потребительских прав и больше 70% из них ничего не делают, чтобы отстоять их. Далеко не каждый покупатель, обнаруживший дома, что купил некачественный товар, вернется в магазин – возврат обычно небольшой суммы денег зачастую не стоит усилий, которые необходимо приложить, чтобы его добиться. Таким образом, увеличение штрафов даже вдвое, что предлагается сегодня законодателем, вряд ли изменит ситуацию, потому что главная проблема – выявить факт нарушения.
На мой взгляд, к решению проблемы нужно подойти с другой стороны. Штрафы, несомненно нужно повышать, но не в пользу государства, а в пользу потребителя. Купил пачку масла, оказавшегося в итоге маргарином – получил не только 120 рублей возврата ее стоимости, но и моральную компенсацию в 10 тысяч рублей – за то, что тебе пришлось вернуться в магазин, написать жалобы его руководству и в соответствующие надзорные органы, а также явиться в суд. Еще хороший опыт сейчас хотят внедрить в Казахстане, где планируют финансово заинтересовать общественные объединения по защите прав потребителей. Удалось общественникам доказать нарушение и защитить права гражданина – получили свою долю от штрафа. Таким образом и граждане и общественность будут мотивированы на активную защиту своих прав, а продавцы, столкнувшиеся с реальным риском понести серьезные потери за недобросовестное ведение дел, поспешат исправить ситуацию.