Тема внезапной смертности школьников от сердечного приступа на уроках физкультуры всё чаще становится предметом обсуждения общественности. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, депутат Госдумы (фракция ЛДПР) Дмитрий Савельев предлагает свои варианты решения проблемы:
– В нашей стране летальным исходом заканчивается 1,4 случая остановки сердца у детей на 100 тысяч учащихся, то есть за год в России умирает свыше двухсот учеников школ в возрасте от 10 до 18 лет. Проблема слишком серьёзна, чтобы можно было её игнорировать.
По мнению кардиологов, основными причинами внезапной смерти учащихся на уроках физкультуры являются врождённые пороки сердца, при обследовании ребёнка не выявленные вовремя, и перенесённые вирусные заболевания. Ранняя диагностика с дальнейшей коррекцией выявленных нарушений способна влиять на печальную статистику, и существует приказ Минздрава, предписывающий регистрацию ЭКГ и проведение эхокардиографии всем детям как дошкольного, так и школьного возраста в рамках профилактических осмотров и медицинского допуска к занятиям спортом.
К сожалению, в школах России отсутствуют специалисты, способные оказать детям первую медицинскую помощь при остановке сердца: педагоги не умеют и боятся делать это, чтобы в случае летального исхода не отвечать за последствия. Необходимо в обязательном порядке ввести для учителей курсы по оказанию первой помощи школьникам и дополнить федеральное законодательство списком лиц, которые не только могут, но и обязаны оказывать первую помощь при остановке сердца у детей.
Ситуацию в школах также усугубляет отсутствие медицинских кабинетов (они открыты лишь в 56% российских школ). Но даже там, где медкабинеты имеются, школьные медсёстры не смогут оказать учащемуся помощь в случае остановки сердца, поскольку в учебных заведениях отсутствует необходимая техника, а наличие автоматических наружных дефибрилляторов (АНД) в школах вообще не регламентировано российским законодательством. В ряде зарубежных стран около половины детей с остановкой сердца удаётся спасти, потому что, более чем в 80% школ есть хотя бы один АНД, пользоваться которым умеют не только медсёстры и учителя физкультуры, но даже старшеклассники. Поэтому нужно включить практические занятия такого рода в программу преподавания первой помощи на уроках ОБЖ. Прибор АНД достаточно дорогостоящий, но профильным ведомствам необходимо оснастить им большинство российских школ.
И, конечно же, не стоит возлагать весь груз ответственности за здоровье детей на медработников и педагогов: многое способны сделать родители. Сегодня в школах количество здоровых детей составляет всего 15%, удручающе выглядит статистика по детскому ожирению, близорукости и сколиозу. Родителям следует обратить внимание на вредные привычки своих детей: подростковое курение, новомодные диеты, употребление различных энергетических напитков, а также чрезмерное увлечение гаджетами при отсутствии двигательной активности – всё это грозит учащимся острым миокардом и сердечной недостаточностью.
Очевидно, что государство намерено всерьёз и комплексно заниматься проблемой смертности школьников от остановки сердца, ведь состояние здоровья растущего поколения напрямую влияет на будущее нашей страны.