Рассылку электронных уведомлений населению через портал госуслуг планируется приравнять к их отправке посредством «Почты России». Первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, депутат Госдумы (фракция ЛДПР) Дмитрий Савельев считает, что от внедрения этой инициативы государство получит ежегодную экономию в миллиарды рублей:
– Государственные органы власти каждый год направляют гражданам сотни миллионов юридически значимых сообщений, что для бюджета является очень ощутимой нагрузкой: затраты на распечатку и конвертование бумажных писем, а также на их доставку через «Почту России» – это огромные средства, которые можно было бы задействовать с большей пользой для россиян.
Идея переложить функцию доставки уведомлений на портал госуслуг разумна: они будут пересылаться по защищённым каналам передачи данных, обеспечивая безопасность пользователей. В апреле текущего года аудитория пользователей портала достигла 90 млн человек, то есть более половины населения России. Но необходимо предусмотреть, каким путём будут получать уведомления граждане, не зарегистрированные на портале госуслуг либо проживающие на территориях, где доступ к интернету затруднён. Кроме того, получение государственных услуг посредством интернета не является обязанностью человека, и сообщение нельзя будет считать доставленным, если адресат не ознакомился с ним из-за отсутствия регистрации на портале госуслуг. Эту юридическую коллизию надо устранить внесением изменений в Гражданский кодекс РФ.
Следует учесть, что «Почта России», являющаяся государственным унитарным предприятием, уже четыре года реализует свой проект по доставке электронных заказных писем: в 2018 году этот показатель составил более 50 млн отправлений, а в этом году «Почта России» намерена увеличить этот результат на 50%. Чтобы избежать дублирования функций двумя госструктурами, целесообразно оставить почтовому ведомству лишь доставку уведомлений в бумажной форме, закрепив это законодательно.