На совещании в Саратове министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова заявила о необходимости внедрения глобальной национальной системы. Она будет связана с автомобилями скорой помощи и санавиацией и будет способна подсказывать операторам ЕДС наиболее правильные решения, а оперативная помощь станет оказываться вне региональных границ.
Заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, депутат Государственной Думы (фракция ЛДПР) Дмитрий Савельев прокомментировал идею об объединении региональных единых диспетчерских служб в национальный контур:
– В Москве, где скорая помощь признана самой быстрой в Европе, прибытие медиков к пациенту занимает около восьми минут. Однако нужно понимать, что в столице ежедневно на линию выходит свыше тысячи машин, и автопарк регулярно обновляется. В Тульской области, где отлажена единая диспетчерская служба, скорая помощь тоже показывает чудеса оперативности. Но услуги скорой помощи должны быть доступны для каждого гражданина, а не только для жителей столицы либо показательных регионов.
Рассмотрим работу Системы-112, призванной обеспечивать вызов экстренных оперативных служб по единому номеру. Она разрабатывается уже с 2013 года, затраты на внедрение системы составили 14 млрд рублей – на четыре миллиарда больше запланированного, а по состоянию на ноябрь 2018 года система работала лишь в 17 регионах – на 15% территории России. Счётная палата РФ отмечает, что 27 регионов получили более 500 млн рублей на внедрение Системы-112, но не сделали вообще ничего. Что им помешало? Вот в чем надо разобраться в первую очередь.
Вторая проблема – какую технику и какие дороги мы сейчас имеем. Недавно в Татарстане скорая помощь не смогла пробраться по заснеженным деревенским дорогам, и бабушку с гипертоническим кризом пришлось доставлять до машины скорой в ковше трактора. В Маслянинском районе Новосибирской области, куда скорая помощь не сумела добраться из-за нечищеной дороги, отцу сломавшего ногу ребёнка пришлось 200 метров нести сына на руках до автомобиля медиков. По данным Минздрава, 45% автопарка скорой помощи (это около 9 тыс. машин) работает более пяти лет и требует замены. Чтобы кардинально решить проблему, требуется 20 млрд рублей.
Введения единого номера недостаточно для того, чтобы повысить оперативность спецслужб, если у них нет нормально работающей техники и качественно подготовленных сотрудников. Эту проблему можно решать только комплексно: и парк обновлять, и решать вопрос с нехваткой персонала, обеспечивая им все условия работы и безопасность на рабочем месте. А главное – самым строгим образом спрашивать с местных властей за неисполнение принятых государством программ.