На прошлой неделе Госдума в первом чтении приняла законопроект о выплатах обманутым дольщикам средств из компенсационного фонда вне зависимости от уплаты застройщиками-банкротами взносов в этот фонд. Также новелла распространяет действующие механизмы защиты дольщиков на членов ЖСК. Однако, по мнению первого заместителя председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, депутата Госдумы (фракция ЛДПР) Дмитрия Савельева, для того, чтобы закон заработал, нужно навести порядок в реестре и чётко прописать план восстановления прав обманутых граждан.
– Сейчас существует серьезная проблема оказания помощи людям, приобретавшим квартиры в старых долгостроях. В новом реестре они просто не учтены, а часть из них и не может быть учтена – в них нет дольщиков, потому что стройки «замёрзли» ещё до введения долевого строительства. Эти реестры нужно состыковать, но как это сделать – пока законом не определено.
Сама достоверность и актуальность содержащихся в реестре сведений вызывает много вопросов. Сами контролирующие органы в субъектах порой «не замечают» проблемных объектов, часто необоснованно отказывают гражданам во включении в реестр и исключают дольщиков из него без законных оснований, более того допускают нахождение в реестре руководителей и даже учредителей застройщиков-банкротов, не учитывают перемену лиц в обязательствах и т.п. По этой причине Единый реестр проблемных объектов изначально получает от контролирующего органа недостоверные сведения, и можно утверждать, что ситуация сама собой не разрешится. Ведь ответственность определенного государственного органа или должностного лица за невключение обманутого дольщика в Единый реестр или за недостоверность сведений законом не оговаривается. Для начала нужно чётко ее прописать в административном кодексе.
Другая неопределённость касается плана-графика реализации мероприятий по восстановлению прав обманутых граждан, который должен быть утвержден руководителем региона. Нет ясного понимания: если это «дорожная карта», принятая в самом регионе, то она изначально касается только дольщиков, уже включенных в реестр пострадавших граждан, и содержит неполные либо устаревшие сведения, а самое главное — не имеет точных временных рамок выплат денежных компенсаций. Если же это должен быть новый план-график, то при всех уже имеющихся недостатках уйдет немало времени на его составление и принятие.
Все эти неточности нужно законодательно прояснять, чтобы люди, которые уже отчаялись получить оплаченное ими жилье, вернули свои деньги максимально быстро и смогли бы наконец приобрести квартиру для своей семьи.