– Программу «Земский рабочий» планируется разработать по образу и подобию программ «Земский врач» и «Земский учитель», однако её реализация вызывает сомнения в части государственного финансирования: врачи и медики являются работниками бюджетной сферы, тогда как представители рабочих профессий по преимуществу трудятся на частных предприятиях. И если частный бизнес крайне заинтересован в дефицитных работниках, он может стимулировать специалистов из собственных ресурсов: более высокой зарплатой, расширенным соцпакетом и подъёмными – в случае переезда работника.
Зато государство способно помочь в профессиональной подготовке дефицитных рабочих кадров. В последние годы наметилась тенденция к росту популярности профобразования: если в 2013 году 41% выпускников старших классов выбрали колледжи или техникумы, то в 2018 году этот показатель вырос до 59%. Системе профобразования надо обеспечить положительный тренд предложением учебных программ по самым востребованным специальностям, а органы власти должны сформировать актуальный госзаказ на подготовку определённых категорий специалистов.
Кроме того, роль государства очень важна в пропаганде рабочих специальностей в молодёжной среде, а также в реализации программ по поддержке обучения для отдельных территорий страны. Например, формат господдержки можно успешно задействовать, помогая получать рабочую профессию молодёжи в моногородах и в сельской местности. А в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, где дефицит профессионалов рабочих специальностей особенно велик, возможно создавать специальные фонды по поддержке переселения рабочих, но опять-таки на паритетных началах с частным бизнесом.