Заместитель председателя правительства России Максим Акимов призвал уделять больше внимания цифровой грамотности населения, инвестируя в это направление. Дмитрий Савельев, первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, депутат Госдумы (фракция ЛДПР), считает, что России нужна масштабная госпрограмма по обучению цифровой грамотности.
– Запланированные расходы государства на развитие цифровой экономики в ближайшие годы составят 2 трлн рублей, и это замечательно. Но цифровизация экономики имеет и обратную сторону: нужно быстро подготовить россиян, которые будут обслуживать цифровую экономику и уметь пользоваться её плодами. Цифровая грамотность – это не только умение пользоваться ПК и интернетом: сюда входят способность защитить свои персональные данные от интернет-угроз, знание финансовых онлайн-инструментов, поиск и критическое восприятие информации, возможность полноценно пользоваться госуслугами и культура взаимодействия в социальных сетях.
Таким образом, цифровая компетентность – это не просто вопрос экономики, а общесоциальная проблема, потому что новые коммерческие и государственные сервисы разрабатываются как цифровые уже по умолчанию. Между тем, вопрос достижения поголовной цифровой компетентности остаётся открытым, ведь даже в школьных госстандартах требования к информационной грамотности учащихся отсутствуют. А тем временем исследования показывают, что индекс цифровой грамотности населения в 2018 году упал до 4,52 из 10 пунктов, став самым низким показателем с 2015 года.
Да, нацпрограммой «Цифровая экономика» предусмотрено, что уже в 2019 году будет создан общедоступный бесплатный онлайн-сервис, который поможет россиянам достигнуть цифровой грамотности, и ожидается, что обучение по этой программе до 2024 года пройдут 10 млн пользователей. Однако человеку чисто психологически проще осваивать цифровые компетенции не в онлайн-режиме, а под руководством наставника. Можно провести параллель с советской эпохой, когда к 1926 году СССР занимал лишь 19 место среди стран Европы по уровню грамотности, но введение в 1930 году всеобщего начального обучения всего за шесть лет позволило обучить около 40 млн неграмотных. Современной России также нужна масштабная программа по обучению цифровой грамотности, где необходимо задействовать специалистов центров занятости, учебных заведений, библиотек и просто волонтёров, чтобы страна в кратчайшие сроки смогла встать на цифровые рельсы.