Первый заместитель председателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, депутат Государственной Думы (фракция ЛДПР) Дмитрий Савельев выступил против перекладывания стоимости установки «умных» газовых счетчиков на плечи россиян.
— В прошлом году проблемы с приборами учета заняли седьмое место по количеству обращений НП «ЖКХ Контроль» — а это одна из крупнейших, но все же не единственная организация, реагирующая на подобные жалобы. Полная статистика по России, думаю, покажет еще более впечатляющие цифры. А если вспомнить о количестве мошеннических схем, которые завязаны на якобы проверке и переустановке счетчиков, то картина получается и вовсе удручающая. «Умные» счетчики, которые действительно помогают людям экономить и ресурсы, и деньги, россиянам нужны. Однако вынуждать граждан оплачивать установку каких бы то ни было счетчиков в корне неверно. Перекладывая ответственность на потребителя, ресурсоснабжающая организация создает целый круг проблем, связанных с установкой и обслуживанием прибора учета. Человеку не только нужно выбрать прибор из довольно обширного перечня представленных на рынке, но и самостоятельно найти людей, которые его установят, затем пригласить официальных лиц для пломбирования, а после еще и самому следить за правильностью работы счетчика и своевременно приглашать специалистов для поверки. И на каждом этапе граждане — особенно пожилые — могут попасть в сети мошенников, переплатить втридорога, а потом еще и получить штраф за то, что их, по факту, обманули. Возможно, «умные» приборы снимут какую-то часть этих проблем. И все же — не слишком ли много хотят поставщики ресурсов от рядового потребителя? Очевидно, что правильный учет поставленного «товара» интересен не только покупателю, но и продавцу. В магазине с покупателя не берут плату за пользование весами, а в ЖКХ это почему-то считается нормой. Сейчас часто поднимается тема внедрения «умных» счетчиков на все ресурсы — электричество, воду, тепло. Это правильно — прогресс не стоит на месте, новые технологии должны помогать поднимать на новый качественный уровень и жилищно-коммунальные услуги. И вместе с тем, самое время поднять вопрос об разграничении ответственности за такие вещи. Счетчики должны устанавливаться и обслуживаться ресурсоснабжающей организацией за свой счет, а обязанностью гражданина должно остаться только предоставление своевременного доступа в квартиру для специалистов компании.