Первый заместитель председателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, депутат Государственной Думы (фракция ЛДПР) Дмитрий Савельев считает, что в России начался процесс разворота системы образования в сторону рынка.
– Подготовка кадров для нашей экономики подвергается серьезной критике как со стороны работодателей, так и родителей старшеклассников. Первые говорят о том, что практически ключевые отрасли испытывают кадровый голод, а вторые – что не знают, на что ориентироваться и как обсуждать со своим ребенком подготовку ко взрослой самостоятельной жизни. Наша школа дает очень неплохое образование, но слабо готовит учеников к осознанному выбору будущей профессии. Высшая школа продолжает эту линию, давая академические знания, но не погружая студента в реальную профессиональную жизнь. Очевидно, что существующей в рамках университетской программы практики недостаточно для получения профессионального опыта. Система образования крайне консервативна и очень неохотно поддается качественным изменениям, по большей части, в силу того, что во главе образовательных учреждений стоят руководители, нацеленные на “освоение” бюджетных средств. У нас довольно давно появилось платное образование, но руководят коммерческими направлениями такие же специалисты, работая без оглядки на потребности рынка. Однако сейчас в образовательной системе наметились реальные изменения – в административном звене стали востребованы профессионалы, способные как самостоятельно наладить самообеспечение ВУЗа, так и использовать бюджетные средства максимально эффективно для развития учебного заведения. Те, что налаживают прямые контакты с будущими работодателями и готовы предложить абитуриентам реальные рабочие места в будущем. Они не занимаются “освоением бюджетов”, а помогают своей организации эффективно действовать на образовательном рынке, занять на нем достойное место. Это очень хорошее начало. И нам всем нужно двигаться в этом направлении, в том числе активизируя работу с экспертным сообществом для обсуждения необходимых законодательных изменений под новую концепцию профессионального образования.