Первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, депутат Госдумы (фракция ЛДПР) Дмитрий Савельев уверен, что для успешной реализации нацпроекта “Здравоохранение” необходимо выстроить систему эффективного взаимодействия между всеми уровнями власти.
– Нацпроект «Здравоохранение» обещает быть самым масштабным не только по объёмам господдержки (его совокупный бюджет составит более 1,5 триллионов рублей), но и по своей значимости, ведь здравоохранение – вопрос национальной безопасности. До сих пор на душу населения в нашей стране приходилось в 3,2 раза меньше госрасходов на здравоохранение, чем в странах Европы. Пришло время не только исправлять эти ошибки, но и повышать качество медицины.
Велик соблазн тратить средства нацпроекта на самые ресурсоёмкие направления – в ущерб остальным, что недопустимо. За I квартал текущего года нацпроект «Здравоохранение» показал самый высокий уровень исполнения расходов, большая часть денег пошла на финансирование борьбы с онкозаболеваниями, что крайне важно. Однако нужно уделить внимание таким актуальным проблемам, как охват населения профилактическими осмотрами, модернизация сельской медицины, сокращение дефицита кадров в отрасли и укрепление материально-технической базы первичного звена здравоохранения. Сегодня 60% всего объёма оказываемой медицинской помощи приходится на поликлиники, амбулатории и ФАПы, которые нуждаются в первоочередной поддержке.
Каждому региону должна быть предоставлена достаточная степень свободы в расстановке своих приоритетов, с учётом того, что максимальная нагрузка по реализации нацпроекта придётся именно на региональные бюджеты. Например, Новосибирской области федеральный центр выделяет 8,4 млрд рублей, но ещё почти 26 млрд рублей должен изыскать областной консолидированный бюджет. Чтобы эффект от реализации нацпроекта оказался заметным во всех регионах и населённых пунктах, каждый субъект Федерации должен отвечать за ход работы на своей территории. Федеральные структуры могли бы больше ресурсов выделять на мониторинг и координацию, и – по необходимости – оказывать локальную помощь и поддержку. Естественно, что и степень ответственности регионов при этом должна возрасти пропорционально. Лишь тогда нам удастся обеспечить максимум эффективности в расходовании средств, выделяемых из федерального бюджета, на благо здоровья граждан.