В Иркутской области продолжается работа по ликвидации последствий паводка и определению размеров ущерба, нанесённого стихийным бедствием. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, депутат Госдумы (фракция ЛДПР) Дмитрий Савельев считает, что государству необходимо направлять больше усилий на прогнозирование природных катаклизмов, а устранение их последствий не должно страдать бюрократизмом:
– Наводнение – одно из самых разрушительных стихийных бедствий, наносящих урон огромным территориям и многомиллиардный ущерб – экономике страны. Ежегодно в России происходит около 40-70 крупных наводнений, а убытки от них оцениваются примерно в 40 млрд рублей. Начата оценка разрушений, нанесённых паводком в Иркутской области, но уже ясно, что они значительны: более тридцати населённых пунктов затоплены в четырёх районах региона, а это означает жильё и коммунальную инфраструктуру, пришедшие в негодность, уничтоженный урожай и нарушенное транспортное сообщение.
Сократить последствия наводнений можно с помощью точного и оперативного паводкового прогноза чрезвычайного события, но в России научные исследования водных проблем находятся в ведении разных министерств и не имеют единого центра управления. Можно ли призывать к внедрению современных моделей прогнозирования, если до сих пор на речных водомерных постах замеры уровня воды производятся с помощью обычного шеста, а данные о повышении уровня воды в реках за столетний период до сих пор не оцифрованы? Предупреждён – значит вооружён, а превентивные меры обходятся значительно дешевле, нежели устранение последствий. Имеются методики прогноза наводнений с помощью компьютерных гидропостов и спутниковой фотосъёмки, но для этого требуется вкладывать серьёзные средства в развитие мониторинга и водно-балансовых станций, ведущих исследования.
Однако самое страшное последствие событий в Иркутской области – пять жертв наводнения и неуверенность пострадавших в завтрашнем дне. Когда читаешь об очередном природном катаклизме, складывается впечатление, что чиновникам выгодней осваивать средства на борьбе с последствиями стихии, чем методично заниматься предупреждением чрезвычайных ситуаций, укрепляя берега рек и очищая их русла, совершенствуя работу служб оповещения. Жители Иркутской области утверждают, что чиновники своевременно не предупредили население о приближении стихии и не координировали эвакуацию, а это – «неуд», который граждане ставят местным властям.
Главное, чтобы сегодня без оперативной и качественной помощи не остался ни один пострадавший, ведь случаев бюрократии и коррупции в подобных ситуациях за последние годы можно привести множество. В 2018 году Якутия ждала около двух месяцев поступлений из федерального бюджета на ликвидацию последствий наводнения, а северное лето коротко. Два десятка жителей Ставропольского края не могут получить жильё после паводка 2017 года. В Иркутской области сейчас, чтобы попасть в списки на получение материальной помощи, пострадавшим надо представить в местные администрации кучу документов. А как же быть тем, кто в спешке эвакуировался, бросив все вещи в затопленном доме? Следует исключить любые проявления волокиты в оказании помощи жертвам паводка, ведь от того, насколько своевременно и в полном объёме это будет сделано, зависит и степень доверия граждан к своему государству.