В Совете Федераций готовится законопроект, предлагающий проведение двухэтапного конкурса при заключении контрактов на организацию услуг в сфере социального питания. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, депутат Госдумы (фракция ЛДПР) Дмитрий Савельев считает необходимым вести отбор по многоступенчатой системе с приоритетными критериями безопасности и качества продуктов питания:
– Сфера социального питания в России остаётся достаточно непрозрачной и коррупциогенной. Достаточно сказать, что поставщиков питания отбирают на конкурсах по единственному принципу – наименьшей предложенной цены. Это ведёт к низкому качеству пищи и экономии на продуктах, к демпингу и выходу на рынок компаний, не имеющих никакого отношения к питанию. Так, недавно в Ленинградской области разразился скандал, когда группа аффилированных компаний вступала в сговор, не допуская к участию в тендерах на организацию школьного питания добросовестных поставщиков. Региональному бюджету был нанесён значительный ущерб.
Особенно актуальна эта проблема для сферы школьного питания, так как, по данным ВОЗ, за последние три года здоровье российских школьников заметно ухудшилось, а хроническая заболеваемость выросла в полтора раза. Учитывая то, что качество питания учащихся сегодня – это здоровье нации завтра, надо обеспечивать всех школьников полноценным питанием, независимо от статуса их родителей. Для этого необходимо принять закон о питании в организациях образования и внедрить несколько стандартов питания для разных категорий учащихся – в соответствии с рекомендациями медиков и диетологов.
Подобные нормативные акты уже принимают регионы, не дожидаясь реакции федерального центра. Например, в Казани действует муниципальная программа «Здоровое питание детям», в рамках которой более 80% школьников получают горячие обеды по единой цене. Правительство Башкирии изучает возможность введения бесплатного школьного питания для учеников 1-4 классов, на что из бюджета республики ежегодно будет выделяться 1,5 млрд рублей.
В принципе недопустимо проводить конкурсы на организацию услуг в сфере социального питания по тем же принципам, что и закупку канцелярских товаров или металлопроката. К таким конкурсам должны иметь доступ только те операторы питания, которые доказали свой профессионализм по критериям деловой репутации, квалификации сотрудников, опыта работы на рынке, наличия материальной базы и финансовых ресурсов. И уже из этого ограниченного круга участников победитель будет определяться по соответствию совокупности параметров – безопасности и качества продуктов, а также предложенной цены контракта. Только такое «частое сито» позволит на стадии отбора отсечь недобросовестных поставщиков в столь ответственной сфере, как социальное питание.