Первый заместитель председателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, депутат Государственной Думы (фракция ЛДПР) Дмитрий Савельев рассказал о путях решения проблем, возникших в связи с рекордным урожаем зерна:
“В этом году Россия поставила абсолютный исторический рекорд урожайности зерновых, предыдущий был еще в СССР, в 1978 году. Но как ни странно, это весомое достижение поставило в непростое положение наших сельхозпроизводителей. Минсельхоз заранее прогнозировал рекордный урожай, однако никто не подумал, что с ним делать. Успех российских сельхозпроизводителей вскрыл масштабные системные проблемы: недостаток места в зернохранилищах, долги государства за хранение интервенционного зерна, отсутствие оперативной поставки вагонов для вывоза зерна и ценовой демпинг на пшеницу. Например, в Новосибирской области собрано 3 млн тонн зерна, а ёмкость элеваторов и зернохранилищ составляет всего 1,5 млн тонн, причём треть этого объёма занимает интервенционное зерно. Цена за тонну на пшеницу третьего класса упала с заявленной в 12,4 тыс. руб. до 8 тыс. руб. Господдержка для всех аграриев в Новосибирской области составила чуть более 4 млрд рублей, а потери от обвала цен – десятки миллиардов. Конкретные цифры могут различаться, но ситуация примерно одинакова по всей стране: зернопроизводители работают на грани себестоимости. Причина этого в том, что государство перестало быть реальным регулятором отрасли. Экстренные ситуации разруливаются в ручном режиме. России остро необходима государственная стратегия хранения, переработки и транспортировки большого вала зерна. Также государству нужно взять под контроль планирование севооборота. Как экстренная мера для решения проблемы рекорда 2017 года нужна пролонгация всех кредитов и частичное субсидирование коммерческих займов для сельхозпроизводителей, львиная доля которых закредитована. Также нужно срочно принять программу по субсидированию строительства зернохранилищ и выстроить чёткий механизм транспортной доступности зерна для отправки за пределы страны. В первую очередь – с помощью льготных железнодорожных тарифов. И далее – развивать портовую инфраструктуру: нужно создать как минимум десять терминалов на глубокой воде, в том числе – построить свой терминал на Дальнем Востоке, чтобы развернуть зерновые потоки в сторону юго-восточной Азии, где огромное количество населения и гигантское потребление зерна. В идеале нужно вообще определить единого государственного оператора, который имел бы право на экспорт зерна, работая по понятным и прозрачным для всех аграриев правилам. Согласно недавним прогнозам ООН, к 2020 году Россия и Казахстан будут производить почти 30% всего зерна в мире. Это – серьёзная позиция, и мы просто обязаны не упустить государственную выгоду”.