8 апреля 2014 года депутат Государственной Думы РФ от фракции ЛДПР Дмитрий Савельев внес на рассмотрение Думы законопроект, устраняющий неопределенность в толковании и применении существующих в России «запретов на профессию».
Речь идет о запрете на работу с несовершеннолетними для лиц, имеющих судимость по определенным статьям. В настоящее время, как указывает Савельев, нет четкого перечня профессий и видов деятельности, подлежащих запрету. Также недостаточно четко определены лица, на которых должен распространяться запрет: «В результате суды иногда толкуют запрет расширительно, запрещая, например, работать сисадмином или уборщиком в школе. Людей, против которых только возбудили дела, еще до суда, увольняют из соображений «как бы чего не вышло» либо, наоборот, кого-то не увольняют, когда это следовало бы сделать. Запреты на всё и для всех ведут к правовому нигилизму, к пренебрежению законодательством».
Между тем, подчеркивает Савельев, «запреты на профессию» являются одной из важнейших частей законодательства. Они призваны оградить детей от дурного влияния и от непосредственной опасности их жизни и здоровью:
«Эти законы должны восприниматься гражданами как абсолютно справедливые, как, можно сказать, «написанные кровью» — подобно правилам дорожного движения. Но для этого необходима полная четкость, полная ясность. А ее сейчас, к сожалению, нет».
Дмитрий Савельев предложил внести изменения в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также в Трудовой кодекс РФ, уточняющие применение профессиональных запретов как для наемных работников, так и для предпринимателей.
Прежде всего, уточняется профессиональная сфера. В настоящее время запрету подвергается «педагогическая деятельность», но этот термин отсутствует в действующем законе «Об образовании» и других нормативно-правовых актах. Законопроект Савельева устанавливает перечень профессий, предполагающих непосредственное общение с несовершеннолетними: «Когда говорят «сфера образования», то сюда попадают, например, научный сотрудник в вузе или завхоз в школе. А эти люди не имеют по работе непосредственных контактов с детьми. Часто бывает, что их увольняют, они судятся, восстанавливаются. Или не восстанавливаются. Все зависит от настроения судьи. Но должно зависеть непосредственно от закона».
Также законопроект предусматривает установление строгого соответствия между запретами и соответствующими нормами УК РФ — как по категориям преступлений, так и по их тяжести.
Наконец, определяется, что профессиональные запреты не должны иметь «обратной силы», распространяться на уже действующие трудовые отношения — подобно тому, как «обратной силы» не имеют аналогичные запреты на усыновление.
Тем не менее, законопроект вовсе не направлен на то, чтобы смягчить условия для лиц с криминальным прошлым. Так, запрет на работу с несовершеннолетними для тех, кто был осужден за сексуальное насилие, предлагается сделать бессрочным.