Правительство рассматривает возможность дифференциации стоимости потребительской корзины по половому и возрастному признаку. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, депутат Госдумы (фракция ЛДПР) Дмитрий Савельев считает, что необходимо полностью пересмотреть методологию расчёта потребительской корзины:
– От потребительской корзины зависит прожиточный минимум, на основе которого устанавливается и минимальный размер оплаты труда, поэтому адекватность методологии расчёта важна для каждого россиянина. Существующая сегодня потребительская корзина совершенно не соответствует реальным расходам наших граждан, поскольку при её определении применяется очень приблизительный расчётный метод: предполагается, что 50% корзины занимают продукты, а ещё по 25% – непродовольственные товары и услуги. Потребители поделены лишь на три категории: трудоспособное население, пенсионеры и дети, а продуктовый состав корзины включает в себя всего 11 групп продуктов.
Предлагаемое деление потребительской корзины на мужскую и женскую – это первая попытка актуализировать методику расчёта и приблизить её к реальности. Однако этого явно недостаточно. Например, не может быть такой обобщённой категории – дети: есть малыши дошкольного возраста, школьники и подростки, причём для каждой из этих групп объём потребления существенно разнится. У нас отсутствует дифференциация по климатическим поясам, хотя Россия очень велика, и стоимость, скажем, овощей и фруктов в северных регионах, куда они завозятся, способна серьёзно повлиять на стоимость потребительской корзины.
Ещё один очень важный момент: по непонятным причинам упор при расчётах делается именно на продукты, занимающие половину корзины, что для развитых государств не характерно: подобное соотношение используется сегодня только в России и странах постсоветского пространства. По факту непродовольственным товарам и услугам должно отводиться не менее 65% общей стоимости корзины, особенно сегодня, когда стоимость всех услуг существенно растёт. И, конечно, не выдерживает критики количество продуктов, товаров и услуг, учитываемых при расчёте потребительской корзины: в государствах Запада они исчисляются сотнями позиций, что максимально сближает итоговый результат с реальностью.
На мой взгляд, следует использовать намного больше дифференцирующих категорий. Так, в Белоруссии соотношение товаров и цен распределено на восемь социально-демографических групп. В частности, возможна методика формирования потребительской корзины исходя из базовых бюджетов для разных типов семей, так как они могут существенно различаться для многодетной семьи и матери-одиночки с одним ребёнком.
В любом случае разработка подробной и научно обоснованной потребительской корзины необходима, потому что она задаст принципиально другую динамику роста социальных гарантий для всех граждан нашей страны.